Вынужденный переход на дистанционный режим работы − испытание как для работников, так и для работодателей. Каких рекомендаций стоит придерживаться тем и другим, чтобы максимально эффективно организовать работу на дому?

Клинический психолог, заведующий отделением психотерапевтической помощи и социальной реабилитации ПКБ № 1 им. Н. А. Алексеева ДЗМ» Никита Владимирович Чернов

При переходе на удаленный режим всем участникам рабочего процесса придется пережить период адаптации. Меняется привычный ритм, нужно подстроиться под новые реалии, создать оптимальные условия для работы. Стресс и беспокойство испытывают все − как руководители, так и подчиненные. Помочь быстрее адаптироваться к новым условиям, снизить тревожность и наладить эффективный ритм домашней работы помогут следующие советы.

Работнику

Осознать, что к новому ритму нужно привыкнуть

При резкой смене условий работы большинство трудившихся вне дома испытывают дискомфорт, растерянность и другие, порой совершенно противоположные ощущения. От тревоги, скуки и грусти до радости, облегчения и даже эйфории, «наконец-то посижу дома». Но даже при самом оптимистичном настрое возникает внутреннее беспокойство − привычное меняется, а это всегда стресс.

Первое и самое главное − принять свои новые ощущения, какими бы они ни были. Да, обычный распорядок меняется, и мы вправе на это реагировать. Это нормально и естественно. Более того, в первое время вы будете чувствовать себя не в своей тарелке, чаще переживать, уставать и даже привычные задачи потребуют от вас большей концентрации. Продолжайте выполнять свои обязанности, со временем организм адаптируется, станет легче.

Соблюдать привычный режим дня

Человек очень зависим от своего внутреннего распорядка, даже в отпуске не рекомендуется его резко менять. Подобная разбалансировка биологических ритмов может стать для организма дополнительным стрессом, что неизменно отразится как на самочувствии, так и на продуктивности.

Старайтесь по возможности придерживаться выработанного распорядка. Не лежать в кровати до последнего − не нужно никуда ехать, − а потом вскочить и начать работать. Наоборот, продолжайте делать так, как привыкли − встали, умылись, позавтракали и сели за работу.

Есть фильм «Изгои» с Томом Хэнксом, многие, думаю, его помнят. Там герой воссоздал реальный мир, хотя находился в изоляции. Именно такой подход помогает «сохранить себя», с меньшими потерями «выжить» в чуждых условиях. Дистанционная работа − это та же чуждая, непривычная ситуация, адаптироваться к которой будет проще, если сохранить прежний режим. Кстати, и потом, когда закончится карантин, вам будет легче «вернуться в строй».

Общаться по-прежнему

Обсудить последние новости с коллегой, уточнить задание у начальника, да просто получить комплимент − все это при удаленной работе недоступно. Отсюда накатывающие ощущения одиночества, подавленности, к которым добавляются еще и общие переживания в связи со сложившейся ситуацией в мире. Что уж говорить, эффективности такие чувства нам не добавляют. Поэтому поддерживаем общение с теми, с кем нам интересно, не прячемся в «свою берлогу». Благо сегодня благодаря соцсетям есть масса возможностей коммуницировать удаленно.

Организовать мини-офис

Еще она ловушка удаленной работы − потеря контроля. Можно десять раз попить чай, сесть за компьютер попозже, лишний раз пролистать ленту фейсбука. Все это съедает время и сказывается на результатах работы.

Чтобы легче перестроиться, создайте себе «домашний офис»: выделите рабочее место, придерживайтесь режима работы с 10 до 18, обедайте с 13 до 14. Договоритесь с родственниками: в это время вас беспокоить нельзя. А также составьте список дел, которые вы должны выполнить. Кому-то помогает настроиться на рабочий ритм привычная офисная одежда. Все средства хороши, главное − поддерживать рабочий ритм.

Активность каждый день

Дорога на работу и пребывание в офисе − пусть этого и недостаточно для активной жизни, но все-таки определенное количество шагов вы нахаживаете. Работая дома, вы можете вообще не вставать с дивана или из-за стола. Важно запланировать активность, вписать ее в свое рабочее расписание, например, зарядка утром и пешая прогулка вечером. (Сейчас, в период самоизоляции старайтесь реже выходить на улицу, сконцентрируйтесь на домашних занятиях).  Помимо чисто практической пользы для организма, это еще и профилактика тревожности и одиночества. Доказано, что при физической активности вырабатываются вещества, улучшающие настроение и помогающие поддерживать позитивный настрой.

Распределить семейные обязанности

Пребывание всех членов семьи в стенах одной квартиры − родители «на удаленке», дети на дистанционном обучении − сказывается и на укладе жизни, и на отношениях между родственниками. Меняются условия пребывания − нужно менять и обязанности, чтобы каждый мог трудиться без ущерба своей работе. Советую всем семьям составить своего рода «антикризисный план» − продумать распорядок на время карантина, прописать домашние обязанности каждого, определить, кто за что отвечает. Важно сделать это заранее, чтобы потом не было обид и недовольства.


Работодателю

Быть готовым к снижению продуктивности сотрудников

Не стоит ожидать, что удаленная работа будет давать такие же результаты, что и в офисе. Нужно быть готовым к сбоям и нештатным ситуациям. Любой сотрудник − это элемент системы, взаимодействие между ними и задает ритм работы организации. Оказавшись дома, сотрудник выпадает из этой слаженной системы, поэтому возможна потеря контроля над собой.

Далеко не каждый успешно работающий в офисе может выдавать такой же КПД «на удаленке». Более того, надо быть готовым и к тому, что некоторые вообще не смогут перестроиться на дистанционный режим. Для многих работников дом ассоциируется с совершенно другим − отдыхом, сном, семьей.

 Наладить контроль и формы коммуникации с подчиненными

По возможности организовать контроль, определить график работы, давать ключевые задачи, продумать форму отчетности. Например, в конце рабочего дня присылать список выполненных задач. Имеет смысл заранее обговорить с подчиненными время перерывов на обед и «чай».

В помощь работодателям сейчас существует масса приложений для организации работы на дому: таймеры времени, блокировщики неустановленного контента и т. д.

Важно максимально поддерживать контакт и давать четкую инструкцию: задача, требования, срок выполнения. Можно использовать онлайн-платформы для управления проектами и корпоративные мессенджеры, чтобы постоянно быть на связи с подчиненными.

Прислушиваться к сотрудникам

Карантинные меры и вынужденный дистанционный режим работы коллектива − у работодателя зачастую не имеется опыта существования в таких кризисных ситуациях. Попытки решения подобных проблем могут быть неэффективными, предложенные руководством модели «не работающими». Одна из потенциальных возможностей выработать грамотную стратегию − прислушаться к мнению своих подчиненных, особенно тех, кто имеет опыт дистанционный работы и может предложить конкретные решения.

Будьте гибкими, прислушивайтесь к собственным сотрудникам в процессе работы «на удаленке». Возможно, именно они сориентируют и подскажут, как эффективнее организовать дистанционный режим.

Еще по теме:

Дистанционный режим: трудимся по правилам