Бывает, ребенок сильно отстает от сверстников в речевом развитии или говорит так неразборчиво, что даже близкие порой не могут его понять. О том, что делать родителям в этих ситуациях, рассказывает заместитель главного врача по психолого-логопедической работе Центра патологии речи и нейрореабилитации Ольга Серебровская.

Слово за словом

Уже с первых месяцев жизни малыш прислушивается к звукам, наблюдает за движениями губ взрослых, искренне радуется, когда узнает знакомые голоса, а вскоре и сам начинает гулить и лепетать, подражая им и вызывая неизменное умиление. Первое слово, коротенькая фраза, предложение – так шаг за шагом идет освоение родной речи. Но далеко не всегда развитие речи идет у ребенка гладко – без задержек и нарушений. Это может происходить не только из-за его индивидуальных психологических особенностей, но и по вине его близких. Нередко ребенок не хочет говорить лишь потому, что окружающие его взрослые не создают ему для этого условий. Родители и другие члены его семьи недостаточно много с ним общаются, не побуждают его развивать речь, мало с ним занимаются или неправильно это делают, не помогают ему учить новые слова и узнавать их значения. Только правильное общение с ребенком ставит перед ним задачу понять обращенную к нему речь взрослого и произнести ответ.

Виды речевых нарушений

Из наиболее частых речевых нарушений у детей встречаются:

дислалия – самое легкое и самое распространенное нарушение речи, которое проявляется в неправильном произнесении звуков. При дислалии речь ребенка в целом разборчива, но отдельные звуки произносятся дефектно. До 5 лет возрастное несовершенство звукопроизношения допустимо («физиологическая дислалия»);

алалия – отсутствие или выраженное недоразвитие речи у ребенка с нормальным слухом и интеллектом, серьезное отставание от сверстников, которые говорят уже словами и фразами.

Задержка в развитии речи у ребенка препятствует полноценному общению, осложняет формирование познавательной деятельности, на основе которой строится все последующее обучение, накладывает негативный отпечаток на его эмоциональную сферу.

Развиваем речь играя

Для развития речи ребенка важны развивающие игры – набор задач, которые ребенок должен решить, расположенных в порядке возрастания сложности. То, с помощью чего решаются задачи: кубики, буквы, детали конструктора – не столь важно. Важно, что задачи имеют широкий диапазон сложности, а постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку развивать свои способности. Родителям стоит набраться терпения и не объяснять сразу способ и порядок решения задач. Не надо добиваться, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Если малыш ошибается, надо дать ему возможность самостоятельно увидеть свою оплошность, наглядно сопоставив задание с решением.

Часто родители спрашивают, надо ли зачислять ребенка в логопедическую группу или детский сад. Это решение принимают только специалисты, как правило, психолого-медико-педагогическая комиссия.

Нет ничего страшного, если речевое развитие ребенка отстает на несколько месяцев. Главное – регулярно заниматься с ним и вовремя проходить обследование. Однако бывают ситуации, при которых у ребенка имеются все возможности для речевого общения, но нет желания пользоваться речью. Это может свидетельствовать о нарушении его психического развития.

Источник: «Московская медицина.Cito»

Автор: Анна Гришунина

Узнавайте первыми о главных ЗОЖ-новостях столицы – подписывайтесь на «Московское здоровье»: портал, Ютуб-канал, страницы в социальных сетях «Телеграм»«ВКонтакте» и «Дзен»!