С 1 до 3 лет у детей формируются важные жизненные навыки. Какие изменения происходят в организме малыша в первые годы его жизни и на что обращать внимание родителям, рассказывает невролог, руководитель центра детского инсульта Морозовской детской городской клинической больницы Александра Кузнецова.

Когда доношенный ребёнок появляется на свет, его тело находится в определённом состоянии – он рождается с полностью согнутыми руками и ногами. Это называется физиологическим гипертонусом.

Так происходит, потому что у новорождённого ещё не до конца сформировалась кора головного мозга. Кроме того, в первые дни жизни преобладают рефлексы спинального автоматизма. Они формируются исключительно на уровне спинного мозга (без участия головного мозга) и создают этот тонус. По мере роста и развития ребёнка гипертонус постепенно угасает. Это связано с тем, что корковое влияние на формирование движений становится всё более выраженным. Этот процесс очень важен для правильного развития малыша. Он позволяет ребёнку учиться контролировать свои движения и осваивать новые навыки.

До 6 месяцев

Первое движение, которое можно заметить у малыша, – подъём головы. Именно поэтому полезно выкладывать детей на животик, чтобы они могли научиться поднимать голову в возрасте 1–1,5 месяца.

В этот же период стремительно формируются психические функции ребёнка. Он начинает реагировать на голос мамы и других взрослых, улыбаться. К трём месяцам малыш уже хорошо держит голову, у него проходит мышечное напряжение в руках и формируется так называемый комплекс оживления. Это значит, что, когда к ребёнку подходит взрослый и улыбается, малыш улыбается в ответ.

В 5 месяцев многие малыши уже умеют переворачиваться со спины на живот. Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечают, что каждый ребёнок должен уметь переворачиваться на живот к 5,5 месяца. Если этого не происходит, стоит лишний раз показать ребёнка неврологу. Сначала врач должен понять, почему возникла проблема.

Возможно, ребёнок родился раньше срока или роды были тяжёлыми. В таком случае есть риск развития детского церебрального паралича (ДЦП). Интересно, что навык переворота с живота на спину не всегда обязателен: одни дети осваивают его в 10–11 месяцев, а другие начинают заваливаться с живота на спину уже в 3–4 месяца.

Существуют также наследственные заболевания, которые проявляются либо очень низким, либо очень высоким мышечным тонусом. Если мы подозреваем генетическую болезнь, то назначаем специальные анализы. Самое опасное заболевание, которое нельзя пропустить, – спинальная мышечная атрофия (СМА). Если развитие задерживается и формируется синдром «вялого ребёнка», нужно обязательно сдать анализы на мутации (особенно СМА). Если диагноз подтверждается, требуется специальное лечение.

Во всех остальных случаях, если обнаружена повышенная мышечная напряжённость и есть угроза ДЦП, необходимо разработать план реабилитации для ребёнка в возрасте от 3 до 6 месяцев.

От полугода до года

Раньше считалось, что в 6 месяцев младенец должен уметь ползать, а в год – ходить. Однако, согласно современным стандартам ВОЗ, норма для ползания – до 12 месяцев, а для самостоятельной ходьбы – до 18 месяцев. Поэтому, если ребёнок перевернулся к 5,5 месяца, но ещё не пополз, не стоит беспокоиться. Каждый малыш развивается в своём темпе.

Что касается речи, в 6 месяцев дети уже начинают произносить разные звуки, слоги. Если внимательно слушать ребёнка, можно понять, какой звук что означает.

В возрасте 10–11 месяцев у малышей формируется способность различать своих и чужих. Они начинают плакать, когда незнакомый человек берёт их на руки. В этот период дети также активно познают окружающий мир и узнают обстановку. Например, они могут узнавать помещения больниц и поликлиник, где им делают неприятные процедуры.

От года до трёх лет

Развитие мозга наиболее активно происходит к 2–3 годам, когда формируется речь. В возрасте полутора-двух лет большинство детей произносят первые слова и простые фразы. В год ребёнок знает несколько слов и жестов, а в полтора-два года он уже может чётко выражать свои мысли: у него появляется понимание слов «да» и «нет», способность поддерживать диалог.

Есть дети, которые начинают формировать фразы только после двух лет, и это тоже вариант нормы. Но, чтобы отслеживать речевое развитие ребёнка, необходимы регулярные осмотры у невролога в возрасте 1 года, 2 и 3 лет. Это поможет выявить возможные проблемы на ранней стадии. Если заметно нарушение речевого развития, то следует как можно раньше обратиться к специалистам. Например, если у ребёнка ограниченный набор звуков и слогов, то в первую очередь нужно проверить слух.

Если у ребёнка диагностирована глухота, то её можно скорректировать с помощью слуховых аппаратов. В этом случае проблем речи не возникнет, если начать лечение незамедлительно.

Если специалисты видят, что у ребёнка появляются звуки и речь, но возникают трудности в общении, они могут заподозрить расстройство аутистического спектра, которое обычно диагностируется после 1,5 года.

Кроме того, в возрасте двух-трёх лет у некоторых детей могут быть проблемы с построением фраз и предложений. Это может быть связано с различными нарушениями развития речи и языка. Такие проблемы можно исправить с помощью занятий с логопедом.

Развитие под контролем специалиста

В первые три года жизни ребёнка неврологи внимательно следят за его развитием, чтобы убедиться, что оно происходит в нормальном темпе.

После трёх лет нужно посещать специалистов только при появлении жалоб.

Постоянный контроль важен, потому что родители могут не всегда заметить откат в развитии, не зная всех особенностей. Но, когда ребёнку исполняется три года и он уже умеет разговаривать и ходить, становится легче заметить, если что-то идёт не так.