В процессе воспитания ребенка родители получают много информации о физическом здоровье ребенка. Однако тема его психологического здоровья до сих пор остается немного в стороне. Что важно знать?

Рассказывает учитель-дефектолог Научно-практического центра детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой Алиса Рассушина.

Тревожные звоночки

Начиная с раннего детства можно заметить основополагающие факторы психического здоровья. В случае дошкольников это успешное овладение навыками самообслуживания и коммуникации, а также активный познавательный интерес. То есть ребенок по возрасту умеет пользоваться туалетом, одеваться, самостоятельно ест, проявляет интерес к людям, другим детям, игрушкам, стремится вступить в контакт. Такие особенности детей, как чрезмерная избирательность в еде, нежелание вместе играть, даже с близкими людьми, стереотипные игры, отсутствие использования речи как коммуникации, могут быть звоночками дальнейших психологических проблем и требуют консультации специалиста.

Особое внимание стоит обратить на искаженное развитие, когда ребенок, например, уже умеет читать и считать, но при этом не может отказаться от подгузника или пустышки.

Трудности в школе

Бывает так, что в дошкольном возрасте ребенок развивался благополучно и первые проблемы начались в школе. Поступление в первый класс – это всегда психологический стресс, так как меняется привычный образ жизни и ведущая деятельность переключается с игровой на учебную. В норме адаптация проходит безболезненно и через несколько недель/месяц уже все в порядке, но иногда этот процесс затягивается. Он может быть связан как с внутренними психологическими проблемами (незрелостью нервной системы), так и с внешними (ситуацией в семье, отношением одноклассников и учителей, несоответствием школьной программы возможностям ребенка, отсутствием режима дня и собственного пространства дома).

Как помочь ребенку?

Чем раньше психологические трудности ребенка будут замечены, тем быстрее и легче можно будет ему помочь. Для этого в первую очередь нужно быть с ребенком, понимать, чем он интересуется, во что играет, с кем общается.

Однако не стоит наседать с вопросами. Это должен быть доверительный теплый разговор, интересный обоим. Например, заведите традицию, когда каждый член семьи вечером рассказывает, как прошел его день. Если вы будете делиться с ребенком своими переживаниями, то и он будет делиться своими.

Источник: Московская медицина. Cito